"Инновационная деятельность"

Общие данные

 

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Волковысский районный социально-педагогический центр» (далее – СПЦ).

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды».

Сроки реализации инновационного проекта: 2020-2023 гг.

Руководитель инновационного проекта: Рыбак Елена Викентьевна, директор государственного учреждения образования «Волковысский районный социально-педагогический центр» (2020 – август 2021)

Жук Светлана Евгеньевна, директор государственного учреждения образования «Волковысский районный социально-педагогический центр» (август 2021 – 2023).

Консультанты инновационного проекта:

Смирнова Наталья Викторовна, заместитель директора по учебной работе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент,

Овсянникова Оксана Петровна, методист управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Количество участников педагогов на 2020/2021 учебный год – 6 человек (таблица 1).

Количество участников педагогов на 2021/2022 учебный год – 4 человека (таблица 2).

Количество участников педагогов на 2022/2023 учебный год – 7 человек (таблица 3).

 

Таблица 1

Состав участников инновационного проекта на 2020/2021 учебный год

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Должность

Квалификационная категория

1.

Рыбак Елена Викентьевна

директор

первая

2.

Жук Светлана Евгеньевна

заведующий сектором

высшая

3.

Текало Елена Владимировна

педагог-психолог

высшая

4.

Асадчая Марина Михайловна

педагог-психолог

первая

5.

Буйко Екатерина Николаевна

педагог-психолог

без категории

6.

Нарыкова Анна Сергеевна

педагог-психолог

без категории

 

Таблица 2

Состав участников инновационного проекта на 2021/2022 учебный год

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Должность

Квалификационная категория

1.

Жук Светлана Евгеньевна

директор

высшая

2.

Кашкевич Алла Владимировна

заместитель директора по УВР

первая

3.

Асадчая Марина Михайловна

педагог-психолог

первая

4.

Сильваст Наталья Сергеевна

педагог-психолог

первая

 

Таблица 3

Состав участников инновационного проекта на 2022/2023 учебный год

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Должность

Квалификационная категория

1.

Жук Светлана Евгеньевна

директор

высшая

2.

Сильваст Наталья Сергеевна

заведующий сектором

первая

3.

Асадчая Марина Михайловна

заведующий сектором

первая

4.

Юречко Марина Ивановна

педагог-психолог

высшая

5.

Матвеева Елена Сергеевна

педагог-психолог

без категории

6.

Третьяк Ирина Степановна

педагог социальный

первая

7.

Шляжко Анна Эдвардовна

воспитатель

без категории

 

Введение

 

Актуальность и значимость инновации для решения проблем системы образования Республики Беларусь

Показателем качества современного образования, обязательным целевым ориентиром в работе каждого учреждения образования является создание психологической безопасности образовательной среды, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

Данные требования образования ставят образовательные учреждения перед необходимостью поиска модели инновационной деятельности, полностью отвечающей гуманистическим образовательным целям. Положением о социально-педагогическом центре и другими нормативными правовыми документами Республики Беларусь предусмотрено взаимодействие между учреждениями образования в рамках сопровождения воспитания и развития учащихся, однако практические механизмы такого взаимодействия не обозначены. Такой моделью может являться инновационная деятельность по формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

Инновационный проект «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды» создан в русле обеспечения необходимых и достаточных условий для решения задач развития психологически здоровой личности.

Психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. Полноценное развитие детей, сохранение и укрепление их психологического здоровья напрямую зависят от психологической безопасности образовательной среды.

Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворенности, референтности и защищенности всех участников образовательного процесса.

Проект по внедрению модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды является актуальным и перспективным, так как направлен на создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, формирования у них навыков общения, сотрудничества, содействие успешной социализации обучающихся в обществе, их личностному, профессиональному и гражданскому становлению.

Цель инновационного проекта:

создание психологически безопасной образовательной среды, обеспечивающей формирование гуманных межличностных отношений и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса посредством взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования.

Задачи инновационного проекта:

изучение и анализ методических материалов по формированию психологической безопасности образовательной среды в учреждениях образования,

диагностическое исследование (первичное, повторное) по изучению психологической безопасности образовательной среды учреждений образования;

обучение педагогов-психологов учреждений образования методам диагностики психологической безопасности образовательной среды;

разработка и апробация практико-ориентированных мероприятий для педагогов-психологов, педагогов социальных по обеспечению психологической безопасности образовательной среды с обучающимися: по развитию коммуникативных навыков, профилактике конфликтов и навыков их конструктивного разрешения;

повышение уровня родительской компетенции по вопросам развития детей, профилактике суицидального поведения;

повышение уровня педагогических компетенций по проблеме буллинга, суицидального поведения, профессионального выгорания;

разработка информационных материалов для участников образовательного процесса по вопросам обеспечения психологической безопасности.

 

Система управления реализацией инновационного проекта

в учреждении образования

Инновационная деятельность организована на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2020 №565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году», на основании приказа управления образования Волковысского районного исполнительного комитета от 31.08.2020 №306 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2020/2021 учебном году» и приказа директора СПЦ от 31.08.2020 №253 «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования в 2020/2021 учебном году» в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования от 01.09.2011 №252.

Инновационная деятельность в 2021 продолжена на основании приказа Гродненского областного исполнительного комитета от 31.08.2021 №166 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году», на основании приказа управления образования Волковысского районного исполнительного комитета от 02.09.2021 № 430 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2021/2022 учебном году» и приказа директора СПЦ от 07.09.2021 № 273 «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования в 2021/2022 учебном году» в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования от 01.09.2011 №252.

Инновационная деятельность в 2022 продолжена на основании приказа главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета от 31.08.2022 №187 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году», на основании приказа управления образования Волковысского районного исполнительного комитета «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году» и приказа директора СПЦ от 13.09.2022 №287 «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования в 2022/2023 учебном году» в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования от 01.09.2011 №252.

В государственном учреждении образования «Волковысский районный социально-педагогический центр» создана система управления реализацией инновационного проекта.

Управленческая команда в 2020/2021 учебном году была представлена директором учреждения образования Рыбак Е.В., заведующим сектором Жук С.Е., в 2021/2022 – директором учреждения образования Жук С.Е., заместителем директора по учебно-воспитательной работе Кашкевич А.В., в 2022/2023 – директором учреждения образования Жук С.Е., заведующим сектором Сильваст Н.С. при научном сопровождении и методической поддержке консультантов инновационного проекта: Смирновой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидата психологических наук, доцента, Овсянниковой Оксаны Петровны, методиста управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Ведущим принципом управленческой деятельности остается принцип демократизации, который позволил сопоставить задачи инновационной деятельности и задачи каждого педагога, обеспечил взаимодействие всех участников проекта.

Целью деятельности управленческой команды является организация и координирование действий участников проекта, планирование, определение подходов и принципов управленческой деятельности, а также осуществление методического сопровождения инновационной деятельности.

Система управления, в основе которой лежат формы профессиональной коммуникации педагогов-новаторов и формы совместной деятельности, представляет собой слаженный механизм.

В связи с кадровыми изменениями в СПЦ на протяжении всего периода реализации инновационного проекта менялся состав педагогов-психологов (таблица 4).

Таблица 4

Состав педагогов-психологов,

участвующих в реализации инновационного проекта

Учебный год

Количество педагогов-психологов

Квалификационный уровень

2020/2021

4

Высшая категория – 1

Первая категория – 1

Без категории - 2

2021/2022

2

Первая категория – 2

2022/2023

2

Высшая категория – 1

Без категории – 1

 

Все участники проекта работают в тесном взаимодействии друг с другом. Педагоги, задействованные в реализации инновационного проекта, имеют хорошую теоретическую и практическую методическую подготовку, владеют широким диапазоном психологических технологий, методов и методик. Каждый педагог повышает уровень своего профессионального мастерства через выбранную тему для исследования (Приложение 1), педагогами ведутся дневники инновационной деятельности.

Инновационной группой педагогов-психологов в сентябре каждого учебного года вносились коррективы в календарный план инновационной деятельности. Все мероприятия, предусмотренные для осуществления инновационного процесса, соответствовали задачам. Выработка тактики, методов и приемов выполнения плана, решение задач происходило коллективно. Первостепенное внимание уделялось детализации плана и результативности инновационной деятельности.

Вопрос «О ходе и промежуточных результатах реализации инновационного проекта» рассматривался ежегодно на совещаниях при директоре (протокол №3 от 29.03.2021, протокол №3 от 29.03.2022, протокол №3 от 27.03.2023). Ежегодно проводились заседания творческой группы, встречи с педагогами учреждений образования, семинары по вопросам реализации деятельности в рамках инновационного проекта.

Реализация инновационного проекта осуществлялась в тесном сотрудничестве с государственным учреждением образования «Средняя школа №8 г.Волковыска» (до 01 сентября 2022 – государственное учреждение образования «Средняя школа №8 г.Волковыска с польским языком обучения», далее – средняя школа №8) и государственным учреждением образования «Матвеевская средняя школа» (до 01 сентября 2022 – государственное учреждение образования «Матвеевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», далее – Матвеевская средняя школа).

 

Эффективность условий реализации инновационного проекта

Для качественной реализации инновационного проекта в СПЦ имеется достаточный кадровый потенциал: в 2020/2021 учебном году 25 % педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, имели высшую квалификационную категорию и стаж работы более 15 лет, 25 % – первую квалификационную категорию и стаж работы более 10 лет, 25 % – степень магистра психологии и стаж работы – более 3 лет.

В 2021/2022 учебном году у 100 % педагогов-психологов стаж работы более 10 лет и первая квалификационная категория.

В 2022/2023 учебном году у 50 % педагогов-психологов стаж работы свыше 10 лет и высшая квалификационная категория.

На протяжении всего периода реализации инновационного проекта один педагог-психолог является секретарем районной мобильной антикризисной группы, один педагог-психолог – руководителем районного методического объединения приемных родителей.

Материально-техническое обеспечение проекта: тренинговый зал, малый тренинговый зал, кабинет индивидуальной работы, кабинеты педагогов-психологов и педагогов социальных, оборудованные консультационными зонами, компьютеры, ноутбуки, принтеры, ксерокс, научно-методическая литература, инструментарий для проведения диагностической, просветительской, профилактической и методической работы.

Информация об инновационном проекте и о ходе его реализации размещена и периодически обновляется на сайте СПЦ: все материалы находятся в рубрике «Проектная деятельность». Информационная поддержка способствует распространению инновационной идеи, наращиванию информационного образовательного пространства.

Научно-методическое обеспечение проекта осуществляется под руководством Смирновой Н.В., Овсянниковой О.П. Консультанты проекта регулярно (не реже 2 раз в месяц) проводили для педагогов-новаторов индивидуальные консультации, а также встречи в ZOOM.

Научно-методическое обеспечение проекта дополнялось участием заведующего сектором Жук С.Е. в обучающих семинарах на базе ГУО «Гродненский областной институт развития образования» по теме «Организационно-методическое сопровождение экспериментальной (инновационной) деятельности на этапе организации нововведения» (10.09.2020), «Использование информационных технологий для распространения инновационного опыта» (26.01.-28.01.2021).

Развитию профессиональной и инновационной компетенций педагогов способствовали современные формы работы: заседания творческой группы, обмен опытом, установочный, обучающие семинары.

В целях создания условий для развития и повышения методологической культуры в ноябре 2020 заведующий сектором Жук С.Е., педагог-психолог Буйко Е.Н. предоставили материалы для участия в психолого-педагогических чтениях «Психологическая культура: перспективы развития и саморазвития личности», организованных ГУО «Гродненский областной институт развития образования». Буйко Е.Н. был подготовлен материал по теме «Семейная дезадаптация как фактор, влияющий на суицидальное поведение подростков», Жук С.Е. – «Использование методов саморегуляции в тренинговых занятиях по профилактике эмоционального выгорания педагогов социально-педагогического центра».

Педагоги-психологи СПЦ 29.12.2020 приняли участие в online-консультации в рамках цикла «Супервизия профессиональной деятельности педагога-психолога учреждений общего среднего образования, социально-педагогических центров», организованной консультантами проекта на online-площадке ГУО «Академия последипломного образования» в целях профессиональной помощи педагогам-психологам учреждений образования, анализа сложных случаев из практики.

В рамках реализации инновационного проекта педагоги-психологи СПЦ приняли участие в Х рождественском фестивале педагогического мастерства (30.12.2020) с целью обмена опытом психологической деятельности.

Участники проекта 03.02.2021 приняли активное участие в online-семинаре «Инновационные подходы в обеспечении психологически безопасной среды учреждения образования», организованном консультантами инновационного проекта на online-платформе ГУО «Академия последипломного образования». Заведующий сектором поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Жук Светлана Евгеньевна, и педагог-психолог средней школы №8 Коваленя Тамара Григорьевна поделились опытом использования кейс-методов в тренинговых занятиях с учащимися.

04.02.2021 члены инновационной группы СПЦ повысили уровень знаний по вопросам реализации инновационной деятельности в рамках проведения российско-белорусского инновационного образовательного форума «Реализация научно-образовательного потенциала региональных инновационных площадок: вклад в систему образования».

Педагоги-психологи Буйко Е.Н., Текало Е.В. прошли повышение квалификации в ГУО «Академия последипломного образования» по теме «Оказание психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям в условиях социально-педагогического центра» (22.02. – 05.03.2021).

В рамках образовательного марафона «Шаги навстречу», организованного ГУО «Академия последипломного образования» (19.05. – 20.05.2022) педагоги-психологи СПЦ Сильваст Н.С., Асадчая М.М. презентовали разработанный «Дневник родителя» для законных представителей несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите.

Участие в вебинаре «Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации» (21.09.2022), организованном ГУО «Академия последипломного образования», способствовало повышению психолого-педагогических знаний участников инновационного проекта по оказанию помощи обучающимся.

20.03.2023 заведующий сектором по основной деятельности Сильваст Н.С. приняла участие в семинаре-практикуме «Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних: взаимодействие в триаде «классный руководитель – педагог-психолог – педагог социальный», организованном специалистами ГУО «Гродненский областной институт развития образования».

14.04.2023 заведующий сектором по основной деятельности СПЦ Сильваст Н.С. совместно с педагогом-психологом средней школы №8 Коваленей Т.Г. представили опыт реализации инновационного проекта на республиканском вебинаре «Реализация инновационного проекта: от модели создания к практическим результатам внедрения». В ходе выступления был освещен вопрос «Развитие конфликтологической компетентности несовершеннолетних как одно из условий успешной социализации».

Участники инновационного проекта принимают активное участие в вебинарах, проводимых ГУО «Академия последипломного образования», учреждением «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь», ГУО «Гродненский областной институт развития образования».

Повышению профессиональной компетентности и инновационной культуры участников проекта помогает самообразование, взаимообучение. Созданы все условия, обеспечивающие сотрудничество педагогов в рамках реализации инновационной деятельности.

 

Выполнение программы и

плана реализации инновационного проекта

Мероприятия проходили в соответствии с календарными планами инновационной деятельности по внедрению модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по созданию психологически безопасной образовательной среды.

На подготовительном этапе участники инновационного проекта ознакомились с основными идеями проекта. Была проведена работа по изучению и анализу нормативных правовых документов, методической литературы по теме проекта, выбраны темы педагогических исследований участников инновационной деятельности, что позволило вести работу по накоплению методических материалов, подобран диагностический инструментарий по исследованию психологической безопасности образовательной среды.

Деятельность в рамках инновационного проекта была направлена на профилактику всех форм насилия в отношении несовершеннолетних, обучение методам выявления насилия, оказание помощи и поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитие конфликтологической компетентности несовершеннолетних.

С обучающимися VIII-IX классов (79 человек), законными представителями (98 человек) и педагогическим коллективом (37 человек) средней школы №8 г.Волковыска, Матвеевской средней школы было проведено первичное диагностическое исследование по изучению психологической безопасности образовательной среды с использованием методики «Психологическая безопасность образовательной среды» (И.А.Баева).

Результаты первичного диагностического исследования свидетельствуют о комфортном пребывании большинства обучающихся в учреждениях образования, вместе с тем 6,3 % обучающихся считают образовательную среду не в полной мере психологически безопасной.

Создание безопасной образовательной среды выдвигает на первый план решение одной из важнейших задач – обеспечение успешной социально-психологической адаптации обучающихся в образовательном процессе через развитие коммуникативных навыков. Между показателями безопасности образовательной среды и определенными личностными свойствами (уверенность в себе, самоуважение и др.) существует непосредственная зависимость. Чем позитивнее отношение к образовательной среде, тем больше возможностей высказать свою точку зрения, чем уважительнее отношения в коллективе, тем увереннее чувствует себя учащийся в школьном сообществе, а в дальнейшем – в обществе и в целом в жизни. И наоборот, чем сложнее взаимоотношения с учащимися, родителями и педагогами, чем ниже общий уровень защищенности – тем выше эмоциональная напряженность.

В ходе реализации практического этапа проекта каждую вторую субботу месяца и каждую последнюю пятницу месяца обучающиеся, законные представители несовершеннолетних, педагоги средней школы №8, Матвеевской средней школы могли получить консультационную помощь педагогов-психологов СПЦ по вопросам адаптации, межличностных взаимоотношений, кризисных состояний и др.

В мессенджере viber создана группа для родителей обучающихся Матвеевской средней школы, средней школы №8 с целью оказания консультативной помощи специалистами СПЦ по вопросам воспитания и развития детей, сохранения и укрепления психологического здоровья.

Педагогами-психологами СПЦ в 2020/2021 учебном году в Матвеевской средней школе были проведены практические занятия с элементами тренинга, направленные на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков «Час общения», «Толерантность – путь к миру», «Вербальное и невербальное общение. Как найти друзей». Для педагогического коллектива средней школы №8 была проведена тематическая консультация «Буллинг в школе», для педагогов СПЦ был организован обучающий семинар «Буллинг. Методы борьбы и профилактики».

В августе 2021 педагог-психолог Асадчая М.М. принимала участие в районном родительском собрании, организованном управлением образования Волковысского районного исполнительного комитета и отделом внутренних дел Волковысского районного исполнительного комитета, по теме «Воспитание ребенка в неполной семье: проблемы и решения» для родителей несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, а так же с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа с рассмотрением вопросов половой неприкосновенности и суицидального поведения несовершеннолетних.

В 2021/2022 учебном году в рамках недели толерантности в средней школе №8 проведено занятие «Мы такие разные, мы такие равные», направленное на профилактику конфликтного поведения и формирование навыков бесконфликтного взаимодействия (ноябрь 2021). В марте 2022 педагогом-психологом СПЦ было проведено практическое занятие с элементами тренинга для несовершеннолетних, с которыми проводится комплексная реабилитация «Конфликты и пути их преодоления» (Приложение 2). Данное занятие способствовало формированию способности толерантного поведения подростков в конфликтных ситуациях.

В ноябре 2021 проведен семинар-практикум для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений образования «Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка». Проведенное мероприятие способствовало актуализации проблемы кибербуллинга в подростковой среде как фактора, влияющего на психоэмоциональное здоровье ребенка и детского коллектива в целом. У специалистов сформированы навыки оценки социальной ситуации и стратегии работы с кибербуллингом в подростковой среде. Разработаны и распространены буклеты «Кибербуллинг. Советы родителям по предупреждению травли в Интернете», «Буллинг в школьной среде».

В период адаптации воспитанников детского социального приюта к новой жизненной ситуации с несовершеннолетними проводится работа по сплочению детского коллектива, обучению приемам сотрудничества и эффективной коммуникации. В каникулярный период (ноябрь 2021, март 2022) педагогом-психологом СПЦ проведены тренинг для подростков «Конфликты и пути их предупреждения», практическое занятие «Решаем конфликты вместе», проигрывание ситуаций «Я смогу», «Я учусь решать конфликты» (Приложение 3).

На протяжении 2021/2022 учебного года было проведено 3 родительских собрания для законных представителей несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, в том числе вопросы профилактики кризисных состояний и насилия в семье были рассмотрены на 2 родительских собраниях (Приложение 4). В сентябре 2021 проведено заседание клуба «Семейный очаг» для родителей воспитанников детского социального приюта по теме «Жестокие родители – жестокие дети». В рамках работы клуба был разработан и распространен буклет «НЕТ жестокому обращению с детьми!».

В январе 2022 для педагогов средней школы №8 проведено психологическое занятие «Конфликты в педагогическом общении», направленное на отработку навыков поведения в конфликтных ситуациях (Приложение 5).

В феврале 2022 проведен семинар для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений образования Волковысского района по теме «Эффективные формы организации профилактической работы с учащимися в сфере предупреждения торговли людьми», с участием представителей отдела по наркоконтролю и противодействию торговле людьми отдела внутренних дел Волковысского районного исполнительного комитета, инспекции по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел Волковысского районного исполнительного комитета.

В марте 2022 для педагогов Матвеевской средней школы проведен тренинг по теме «Психологическая саморегуляция педагога», в ходе которого педагоги ознакомлены с приемами саморегуляции для снятия психоэмоционального напряжения.

В марте 2022 проведен семинар-практикум для педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования Волковысского района по теме «Деятельность субъектов профилактики по выявлению и недопущению насилия над детьми» с рассмотрением вопроса «Психологическое сопровождение несовершеннолетних в учреждениях образования по предупреждению и выявлению признаков насилия в отношении детей».

В апреле 2022 проведен семинар-практикум по теме «Совершенствование деятельности педагогов учреждений образования по предупреждению суицидоопасного поведения, кризисных состояний несовершеннолетних и оказанию им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи». В ходе семинара-практикума специалистам представлена информация о порядке работы учреждений образования с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, о психологическом сопровождении подростковой депрессии, работе региональной группы реагирования по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательного процесса, пострадавшим в результате экстремальной или кризисной ситуации. В практической части семинара педагогом-психологом были предложены упражнения по снятию эмоционального напряжения.

В апреле 2022 педагоги-психологи СПЦ Сильваст Н.С., Асадчая М.М. принимали участие в методическом объединении педагогов, выполняющих функции классного руководителя на II и III ступенях образования с освещением вопроса «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся V, X классов» (Приложение 6), педагогическим работникам предоставлены диагностические методики и адаптационные упражнения, применяемые для изучения процесса адаптации учащихся V и X классов. Даны рекомендации по взаимодействию с учащимися в период адаптации к обучению в среднем и старшем звене школьного обучения. В рамках методического объединения рассмотрен вопрос профилактики буллинга в школе.

В апреле 2022 педагог-психолог СПЦ Сильваст Н.С. принимала участие в районном родительском собрании «Детство в формате безопасности» с освещением вопроса «Психологическая безопасность ребенка в семье» (Приложение 7).

В октябре 2022 для обучающихся Волковысского колледжа УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» педагогом-психологом Асадчей М.М. был проведен круглый стол «Буллинг в молодежной среде».

На методическом объединении педагогов-психологов учреждений общего среднего образования «Деятельность учреждений образования по профилактике суицидального поведения обучающихся и насилия в отношении несовершеннолетних» (23.11.2022) педагогом-психологом средней школы №8 Коваленей Т.Г. был проведен практикум «Сумей себя защитить». Педагог-психолог представила опыт работы учреждения общего среднего образования по профилактике насилия. Заведующий сектором по основной деятельности Сильваст Н.С. презентовала присутствующим разработанный в первом полугодии 2022 «Дневник родителя», который был представлен на образовательном марафоне «Шаги навстречу» (19.05-20.05.2022), организованном ГУО «Академия последипломного образования».

В рамках проведения семинара на тему «Противодействие преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних» на базе УЗ «Волковысская центральная районная больница» заведующий сектором по основной деятельности Асадчая М.М. выступила с вопросом «Система работы учреждений образования Волковысского района по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних и оказанию помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия» (29.11.2022).

Заведующим сектором по основной деятельности Сильваст Н.С. на методическом объединении педагогов, выполняющих функции классного руководителя на II и III ступенях образования, был освещен вопрос «Профилактика семейного насилия» (30.11.2022, на базе ГУО «Средняя школа №5 г. Волковыска»).

Педагогом-психологом Юречко М.И. на базе СПЦ был проведен психолого-педагогический семинар «Поведенческие проблемы учащихся и способы их преодоления» для воспитателей группы продленного дня (27.12.2022), на котором были рассмотрены вопросы «Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста с поведенческими нарушениями», «Классификация нарушений поведения учащихся младшего школьного возраста», «Коррекция поведенческих нарушений у учащихся младшего школьного возраста» (Приложение 8).

Педагогом-психологом СПЦ Юречко М.И. в январе 2023 для обучающихся X класса Матвеевской средней школы было проведено практическое занятие с элементами тренинга «Мультфильм о нашем классе», которое способствовало снятию психоэмоционального напряжения, формированию у учащихся способности выражать свои эмоции в неагрессивной манере (Приложение 9).

Педагогом-психологом СПЦ Юречко М.И. совместно с педагогом социальным СПЦ Третьяк И.С. 25.01.2023 было проведено практическое занятие с элементами тренинга для приемных родителей «Сепарация – естественный процесс в жизни каждого» (Приложение 10).

Для заместителей заведующих по основной деятельности, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, педагогов социальных 17.02.2023 был проведен семинар-практикум «Совершенствование работы специалистов СППС учреждений образования по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми», в котором приняли участие главный специалист управления образования Волковысского районного исполнительного комитета, старший инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики, психолог ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Волковысского района», опытом работы учреждения по оказанию комплексной социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия, поделились педагог-психолог и педагог социальный ГУО «Средняя школа г.п.Красносельский». В ходе семинара-практикума был освещен вопрос «Меры наказания, применяемые к гражданам, совершившим насилие: административная и уголовная ответственность. Особенности вынесения защитного предписания», педагог-психолог СПЦ Юречко М.М. осветила вопрос «Психотравмирующее влияние насилия на ребенка», заведующим отделом по основной деятельности Гончар А.В. раскрыт вопрос «Оказание комплексной социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия. Разработка индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия».

Педагогом-психологом Матвеевой Е.С. в рамках декады психологического здоровья в марте 2023 для воспитанников детского социального приюта были проведены акции «Подари улыбку», «День объятий и хороших слов», выставка рисунков «Что для меня счастье», час общения «Добро должно быть с кулаками?», «Оптимальное решение конфликтных ситуаций», практическое занятие с элементами тренинга «Стоп конфликт», для воспитателей детского социального приюта проведен круглый стол «Профилактика виктимного поведения».

Педагогом-психологом СПЦ Юречко М.И. для воспитанников замещающих семей в рамках заседания клуба «Мы вместе» (22.03.2023) проведена психологическая викторина «Твоя психологическая безопасность» (Приложение 11).

Педагогом-психологом СПЦ Юречко М.И. совместно с педагогом-психологом средней школы №8 Коваленей Т.Г. был проведен час общения «Конфликты: эффективные стратегии выхода из конфликтных ситуаций» для обучающихся XI класса средней школы №8 г.Волковыска (24.03.2023).

В рамках выполнения поручения совещания у начальника главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета от 28.12.2022 (протокол №8) в феврале 2023 была проведена диагностика по выявлению факторов, указывающих на наличие признаков насилия у несовершеннолетних, воспитывающихся в замещающих семьях, признанных находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите в возрасте от 5 до 18 лет. В диагностическом исследовании приняло участие 96 несовершеннолетних, воспитывающихся в замещающих семьях Волковысского района, 100 несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Педагогами-психологами СПЦ была проведена психологическая диагностика в 4 учреждениях образования, где отсутствуют педагоги-психологи (8 несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, 3 воспитанника опекунских семей).

Ежегодно в рамках месячника профилактики суицидального поведения (сентябрь) и в рамках декады психологического здоровья (март) в учреждениях образования, где отсутствуют педагоги-психологи и в детском социальном приюте, специалистами СПЦ проводится психологическая диагностика с целью изучения актуального психоэмоционального состояния обучающихся.

В сентябре 2021 психологическая диагностика проведена в 6 учреждениях образования, где отсутствуют педагоги-психологи, с обучающимися VIII-XI классов (общий охват 272 несовершеннолетних, было выявлено 24 обучающихся для проведения углубленной психологической диагностики с целью подтверждения или опровержения риска суицидального поведения). Несовершеннолетним и их законным представителям оказана консультативная помощь педагогами-психологами СПЦ, проведена коррекционно-развивающая работа (5 обучающихся из 3 учреждений образования).

С сентября 2022 педагогами-психологами СПЦ психологическая диагностика проводится с обучающимися, начиная с V класса. На протяжении сентября-октября 2022 педагогами-психологами СПЦ осуществлялось изучение актуального психоэмоционального состояния обучающихся, достигших возраста 11 лет (общий охват 317 учащихся) в 7 учреждениях образования Волковысского района, в которых отсутствуют педагоги-психологи. По результатам первичного психодиагностического исследования были выявлены несовершеннолетние, с которыми проведена углубленная диагностика с целью подтверждения или опровержения риска суицидального поведения (общий охват – 47 обучающихся). По результатам проведенных психодиагностических обследований несовершеннолетних, находящихся в острой кризисной ситуации, выявлено не было, педагогами-психологами были разработаны психолого-педагогические рекомендации и проведены консультации для педагогов, выполняющих функции классного руководителя, педагогов, взаимодействующих с учащимися V-XI классов, педагогов социальных, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних.

Анализируя результаты психодиагностических исследований, проведенных в сентябре-октябре 2022 и марте 2023, следует отметить, что увеличилось количество обучающихся, принявших участие в психологической диагностике (с 317 до 363), вместе с тем уменьшилось количество обучающихся, нуждающихся в углубленной диагностике по изучению актуального психоэмоционального состояния (с 47 до 26, если осенью 2022 углубленная диагностика была проведена с 15 % обучающихся, принявших участие в психодиагностическом исследовании, то весной 2023 для проведения углубленной диагностики было выявлено лишь 7 % от общего количества обучающихся, принявших участие в психодиагностическом исследовании).

В Матвеевской средней школе также наблюдается уменьшение количества несовершеннолетних, нуждающихся в углубленном изучении психоэмоционального состояния (сентябрь 2022 – 7 учащихся, март 2023 – 4 учащихся). Данные статистические факты свидетельствуют об эффективности проводимой работы педагогами-психологами СПЦ по созданию психологически безопасной образовательной среды в учреждениях общего среднего образования. Разработанные психолого-педагогические рекомендации для всех участников образовательного процесса, проведенные консультации способствовали сплочению детских коллективов, снятию психоэмоционального напряжения на учебных занятиях, развитию способности конструктивного взаимодействия в диадах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Заведующий отделом по основной деятельности дважды в год знакомит сотрудников учреждения образования с содержанием алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

За 2020-2023 разработаны буклеты «Что делать, если Ваш ребенок оказался в кризисной или стрессовой ситуации», «Стресс у детей», «Существует два вида проблем – надуманные и решаемые», «Как помочь ребенку справиться со стрессом», «Помощь родителей в адаптационный период ребенку», «Общаться с подростком. Как?», «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия ребенка», «Взрослый – будь ребенку другом», «Воспитание без насилия», «Главная ценность – Жизнь», «Конструктивные детско-родительские отношения» и др. (Приложение 12).

В целях исполнения п.1.2 указания МВД Республики Беларусь №21/189-дсп «О дополнительных мерах по обеспечению защиты детей» на базе СПЦ педагоги-психологи проводят опрос несовершеннолетних с целью установления совершения преступлений против половой неприкосновенности / половой свободы и иных противоправных действий в отношении несовершеннолетних. Опрос и допрос несовершеннолетних, ставших жертвами или свидетелями насильственных действий – это повторная психологическая травма, поскольку ребенку приходится заново вспоминать и воспроизводить пережитое, но повторной травматизации можно избежать, если опрашивать ребенка в дружественных детям условиях. По этой причине было принято решение об организации на базе ГУО «Волковысский районный социально-педагогический центр» комнаты, дружественной детям. На данный момент выделено специальное помещение для функционирования комнаты опроса, закуплено техническое оборудование (ноутбук, видеокамера, микрофон), планируется установка зеркала Гезелла.

С целью изучения психологической безопасности образовательной среды в апреле 2023 проведено диагностическое исследование среди обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, педагогических работников средней школы №8, Матвеевской средней школы с использованием методики «Психологическая безопасность образовательной среды» (И.А.Баева). В опросе приняли участие 31 педагогический работник, 50 обучающихся, 56 законных представителей несовершеннолетних.

По результатам проведенного диагностического обследования было выявлено, что 29 педагогов (94 %) удовлетворены своей работой (13 педагогов выбрали максимальное количество баллов – 9 из 9 возможных, 9 педагогов – 8 баллов из 9, 7 педагогов – 7 баллов из 9). 21 респондент (68 %) не планирует перейти на новое место работы в ближайшее время, лишь 1 педагог (3 %) отметил, что планирует сменить вид деятельности. 14 педагогов (45 %) отметили, что работа, которую они выполняют, обычно вызывает хорошее настроение, у 13 респондентов (42 %) на работе чаще хорошее настроение, чем плохое. 29 педагогов (94 %) удовлетворены сложившимися взаимоотношениями с коллегами, 30 педагогов (97 %) удовлетворены взаимоотношениями с обучающимися, 29 респондентов (94 %) отмечают уважительное отношение к себе. Педагогические работники отметили, что считают себя защищенными от публичного унижения, оскорбления, угроз, недоброжелательного отношения коллег, учеников, администрации.

49 обучающихся (98 %) ответили, что им очень нравится школа, в которой они обучаются. 34 несовершеннолетних (88 %) высказались, что даже если бы переехали в другой район города все равно посещали бы свою школу, примечательно, что 6 учеников (12 %) испытали затруднение при ответе на данный вопрос, но никто из респондентов не ответил на этот вопрос «нет». 47 обучающихся (94 %) выбрали бы именно ту школу, в которой они обучаются, если бы у них была такая возможность, остальные 3 респондента затруднились ответить на вопрос. 46 обучающихся (92 %) ответили, что если бы по каким-либо причинам не могли бы посещать долгое время школу, то вернулись бы на свое прежнее место учебы. У большинства учеников в школе преобладает хорошее настроение. 43 обучающихся (86 %) считают себя полностью защищенными от публичного унижения, оскорбления одноклассниками, 46 (92 %) – от публичного унижения и оскорбления учителями, 47 респондентов (94 %) отметили, что считают себя полностью защищенными от угроз со стороны одноклассников и учителей.

49 законных представителей несовершеннолетних (88 %) отметили, что если бы пришлось выбирать из всех школ района, то они выбрали бы именно то учреждение образование, в котором уже обучается их ребенок. 53 родителя (95 %) выразили мнение, что им очень нравится учреждение образования, 48 респондентов (86 %) отметили, что обучать и воспитывать нужно именно так, как это делают в том учреждении образования, которое посещает их ребенок. 45 родителей (80 %) выразили мнение, что у их ребенка в школе преобладает хорошее настроение, остальные респонденты высказались, что посещение школы никак не влияет на настроение ребенка. 44 респондента (79 %) отметили, что даже при переезде в другой район города ребенок продолжил бы посещать школу, в которой обучается и сейчас. 53 законных представителя (95 %) выразили мнение, что считают себя полностью защищенными от публичного унижения, оскорбления администрацией, 55 родителей (98 %) – от публичного унижения, оскорбления учителями, 52 родителя (93 %) – от угроз администрации, 54 респондента (96 %) – от угроз учителей.

 

Результаты инновационной деятельности

Для определения эффективности деятельности по внедрению модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по созданию психологически безопасной среды определены следующие критерии и показатели, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Характер межличностных отношений участников образовательной среды

Высокая активность в проведении мероприятий класса, школы;

оптимальный характер взаимоотношений внутри малой группы (класса), школы.

Защита от психологических угроз

Повышение ответственности за выполнение принятых правил и границ, к принятым установкам относительно уважительного отношения к личности, повышение уровня персональной безопасности;

повышение количественных показателей защищенности от проявлений насилия;

умение вести себя в незнакомых, зкстремальных ситуациях;

овладение правовыми знаниями.

Эмоциональное благополучие

Способность к эффективной адаптации в новых ситуациях, условиях;

сохранение положительного отношения к себе;

повышение стрессоустойчивости;

уменьшение интенсивности влияния факторов, провоцирующих развитие стадий эмоционального выгорания педагогов.

Родительская компетентность в вопросах оказания эмоциональной поддержки и помощи детям

Повышение уровня осведомленности в вопросах профилактики насилия, эмоциональных нарушений и кризисных состояний у несовершеннолетних, развитие родительских навыков принимающего и поддерживающего воспитания.

Профессиональная компетентность в вопросах формирования психологически безопасной образовательной среды

Повышение уровня осведомленности в вопросах профилактики насилия, суицидальных рисков, эмоциональных нарушений и кризисных состояний у несовершеннолетних и оказания им помощи;

развитие навыков ненасильственных методов взаимодействия с обучающимися, навыков формирования и поддержания благоприятной психологической среды.

Управленческие компетенции и управленческие решения

Использование современных технологий управления развитием всех субъектов и компонентов образовательного процесса;

Мониторинг качества.

Качество и эффективность деятельности инновационного проекта

Удовлетворенность педагогов, обучающихся, родителей психологической безопасностью образовательной среды;

повышение показателей воспитанности, учебной деятельности;

уменьшение жалоб, конфликтов;

укрепление кадрового потенциала;

взаимодействие специалистов социально-педагогического центра и учреждения образования.

 

Анализ выполнения мероприятий календарных планов инновационной деятельности показал, что сотрудничество и общая заинтересованность педагогов-инноваторов в ГУО «Волковысский районный социально-педагогический центр», ГУО «Средняя школа №8 г.Волковыска», ГУО «Матвеевская средняя школа» позволили повысить уровень знаний педагогов и законных представителей несовершеннолетних по вопросам своевременного выявления насилия над детьми, депрессивных и кризисных состояний, тактики поведения в конфликтных ситуациях, и совершенствовать навыки педагогического взаимодействия по вопросам создания психологически безопасной образовательной среды, содействовать личностному развитию обучающихся. Получен опыт координации внедрением инновационной управленческой практики, постепенной реализации программы инновационной деятельности, научно-методического, организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения реализации проекта, выполнение педагогического исследования, систематизирование мониторинга продуктивности инновационной деятельности.

Полученные результаты соответствуют ожидаемым.

 

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

03.02.2021 заведующий сектором по основной деятельности СПЦ Жук С.Е. представила опыт работы по реализации инновационного проекта «Использование кейс-методов в тренинговых занятиях с учащимися» на республиканском семинаре в дистанционном формате «Инновационные подходы в обеспечении психологически безопасной среды учреждения образования, организованном ГУО «Академия последипломного образования».

В феврале 2021 педагоги-психологи СПЦ представили разработки психологических тренинговых занятий «Конфликт и пути его разрешения» (Буйко Е.Н.), «Решение конфликтных ситуаций» (Текало Е.В.) на III виртуальной сетевой методической выставке «Современная образовательная среда», организованной в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников на 2021.

На методическом объединении педагогов-психологов в сентябре 2021 рассмотрен вопрос создания психологически безопасной среды в учреждениях образования Волковысского района.

Педагоги-психологи СПЦ Сильваст Н.С., Асадчая М.М. презентовали разработанный «Дневник родителя» для законных представителей несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите на образовательном марафоне «Шаги навстречу» (19.05.-20.05.2022), организованном ГУО «Академия последипломного образования».

На методическом объединении педагогов-психологов учреждений общего среднего образования «Деятельность учреждений образования по профилактике суицидального поведения обучающихся и насилия в отношении несовершеннолетних» (23.11.2022) педагогом-психологом средней школы №8 Коваленей Т.Г. был представлен опыт работы учреждения общего среднего образования по профилактике насилия. Заведующий сектором по основной деятельности СПЦ Сильваст Н.С. презентовала присутствующим «Дневник родителя».

14.04.2023 заведующий сектором по основной деятельности СПЦ Сильваст Н.С. совместно с педагогом-психологом средней школы №8 Коваленей Т.Г. представили опыт реализации инновационного проекта на республиканском вебинаре «Реализация инновационного проекта: от модели создания к практическим результатам внедрения». В ходе выступления был освещен вопрос развития конфликтологической компетентности несовершеннолетних как одно из условий успешной социализации.

 

Заключение

Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды» на протяжении 2020-2023 гг. способствовал созданию условий для роста педагогического опыта и креативности педагогов, проявления инициативы самих педагогов СПЦ по освоению новых знаний путем самосовершенствования и развития профессиональных компетенций.

В ходе реализации запланированных мероприятий в рамках инновационного проекта достигнуты следующие результаты:

  1. Психологизация образовательного пространства учреждений общего среднего образования для обеспечения безопасности участников образовательного процесса (психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, мониторинг эмоционального состояния).
  2. Повышение уровня психологической компетентности педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних в вопросах профилактики насилия, эмоциональных нарушений и кризисных состояний несовершеннолетних.
  3. Использование современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм и методов в практической деятельности педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных (участие в вебинарах, онлайн-консультациях, дистанционных семинарах).
  4. Развитие у законных представителей несовершеннолетних навыков принимающего и поддерживающего поведения.
  5. Удовлетворенность участниками образовательного процесса значимыми характеристиками школьной среды.

С целью изучения психологической безопасности образовательной среды было проведено анкетирование участников образовательного процесса средней школы №8, Матвеевской средней школы.

29 педагогов (94 %) удовлетворены своей работой и сложившимися взаимоотношениями с коллегами, 30 педагогических работников (97 %) удовлетворены взаимоотношениями с обучающимися, у 27 респондентов (87 %) на работе преобладает хорошее настроение.

49 обучающихся (98 %) ответили, что им очень нравится школа, в которой они обучаются. 47 обучающихся (94 %) выбрали бы именно ту школу, в которой они обучаются, если бы у них была такая возможность. У большинства респондентов в школе преобладает хорошее настроение.

53 родителя (95 %) выразили мнение, что им очень нравится учреждение образования, которое посещает их ребенок. 44 респондента (79 %) отметили, что даже при переезде в другой район города ребенок продолжил бы посещать школу, в которой обучается и сейчас.

  1. Сформированность конструктивной модели взаимодействия с окружающими, проявляющейся в позитивной «Я-концепции», адекватной самооценке, уважении объекта взаимодействия, оптимистическом мировосприятии, развитых навыках поведения, повышении стрессоустойчивости у несовершеннолетних.
  2. Улучшение психологического климата в учреждениях образования. По результатам изучения показателей психологической безопасности образовательной среды можно констатировать, что 90 % педагогов чувствуют себя защищенными от публичного унижения, оскорбления учениками, коллегами. 94 % педагогов чувствуют себя полностью защищенными от угроз учеников, 98 % педагогов – от угроз коллег.

Обучающиеся, в целом, высоко оценивают свою защищенность от психологического насилия в учреждении образования.43 респондента (86 %) считают себя полностью защищенными от публичного унижения, оскорбления одноклассниками, 46 (92 %) – от публичного унижения и оскорбления учителями, 47 обучающихся (94 %) отметили, что считают себя полностью защищенными от угроз со стороны одноклассников и учителей.

Результаты анкетирования родителей показали положительную оценку образовательной деятельности в учреждениях образования (86 %). 95 % законных представителей выразили мнение, что считают себя полностью защищенными от публичного унижения, оскорбления администрацией, 98 % – от публичного унижения, оскорбления учителями, 93 % – от угроз администрации, 96 % – от угроз учителей.

  1. Сформированность адекватной оценочной деятельности законных представителей несовершеннолетних, направленной на анализ собственного поведения и поступков ребенка.
  2. Формирование банка диагностического инструментария и материалов из опыта работы участников инновационной деятельности.

Задачи реализации инновационного проекта выполнены, полученные результаты соответствуют ожидаемым. Прослеживается динамика результатов инновационной деятельности в соответствии с разработанными критериями. Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный инновационный проект является актуальным и значимым не только для СПЦ, но и для всей системы образования.

Итогом реализации инновационной деятельности являются методические разработки родительских собраний, семинаров-практикумов, круглых столов для педагогических работников, практических занятий с элементами тренинга, дискуссий, часов общения для обучающихся.

 

Приложение 1

Перечень тем педагогических исследований

участников инновационной деятельности

в государственном учреждении образования

«Волковысский районный социально-педагогический центр»

в 2020/2021 учебном году

 

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Тема исследования

1.

Рыбак Елена Викентьевна

Система управления реализацией инновационного проекта

2.

Жук Светлана Евгеньевна

Обеспечение психологически безопасной среды в учреждениях образования посредством использования современных образовательных технологий.

3.

Текало Елена Владимировна

Работа с педагогами по профилактике насилия.

4.

Асадчая Марина Михайловна

Арт-терапия в работе с детьми.

5.

Буйко Екатерина Николаевна

Использование кейс-методов в тренинговой работе с детьми.

6.

Нарыкова Анна Сергеевна

Сказкотерапия как средство преодоления эмоциональных нарушений у детей.

 

Перечень тем педагогических исследований

участников инновационной деятельности

в государственном учреждении образования

«Волковысский районный социально-педагогический центр»

в 2021/2022 учебном году

 

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Тема исследования

1.

Жук Светлана Евгеньевна

Обеспечение психологически безопасной среды в учреждениях образования посредством использования современных образовательных технологий.

2.

Кашкевич Алла Владимировна

Создание психологически безопасной среды в детском социальном приюте.

3.

Сильваст Наталья Сергеевна

Воспитательный потенциал семьи как фактор благополучного психологического развития ребенка.

4.

Асадчая Марина Михайловна

Арт-терапия в работе с детьми.

 

 

Перечень тем педагогических исследований

участников инновационной деятельности

в государственном учреждении образования

«Волковысский районный социально-педагогический центр»

в 2022/2023 учебном году

 

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Тема исследования

1.

Жук Светлана Евгеньевна

Обеспечение психологически безопасной среды в учреждениях образования посредством использования современных образовательных технологий.

2.

Сильваст Наталья Сергеевна

Воспитательный потенциал семьи как фактор благополучного психологического развития ребенка.

3.

Асадчая Марина Михайловна

Арт-терапия в работе с детьми.

4.

Юречко Марина Ивановна

Психолого-педагогическая работа с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

5.

Матвеева Елена Сергеевна

Арт-терапия как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса.

6.

Третьяк Ирина Степановна

Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в социально-педагогическом центре.

7.

Шляжко Анна Эдвардовна

Эстетическое воспитание как средство формирования творческих способностей детей